Сюжет этого шедевра великого художника хорошо известен: Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Сохранился текст этого ответа, полный самых изысканных оскорблений в адрес "владыки блестящей Порты". Перед нами "мозговой штурм" – процесс творения ответа султану.
Народная легенда повествует, что написанный ответ запорожцев был в XVII веке, но историк Д. Яворницкий утверждает, что есть несколько списков этого текста, датируемых 1600, 1620, 1667, 1713 и многими не только годами, а целыми веками. Слухи и домыслы также утверждают, что атаманом Сечи в то время был Иван Сирко.
Исторические факты, напротив, сообщают, что замысел картины пришел к Репину, уроженцу украинской Слобожанщины, в 1878 году, когда был сделан первый эскиз, но окончательно композиция картины начала приобретать очертания в 1880 году и писалась долгих 9 лет.
Историк Николай Костомаров подготовил маршрут Репина для поездки по Украине для изучения исторического материала для картины. "Ну и народ! Голова оборотом идет от их гамма и шума, веселый народ. Чертячий народ!" Это первоначальное впечатление Репина. А дальше его мысль углубляется: "Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа, эта горсть молодцев... не только защищает всю Европу от восточных захватчиков, но угрожает даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным самомнением" .
О натурщике: атаман Сирко, колоритный персонаж картины и истории, написанный из киевского генерал-губернатора М.Драгомирова, старый казак в белой папахе – из "акулы пера" того времени Гиляровского, а образ писца воплотил Д. Яворницкого.
А теперь о тех персонажах, которые непосредственно перекликаются с гоголевским "Тарасом Бульбой": красивый молодой человек на заднем плане племянник М.А. Глинки его считают прототипом Андрея, а вот одессит Николай Кузнецов, из которого написан раненый в голову казак, считается Остапом. Напротив сыновей – сам Тарас, то есть, профессор консерватории Петербурга А. Рубец, кстати, шляхетского происхождения.
Эта картина – символ бесстрашия, любви к жизни, оптимизма и "симфония человеческого смеха". Все это олицетворяет этот сувенир.